Зарождение ювелирного искусства


История развития ювелирного дела условно подраз­деляется на 5 основных этапов. Первый — доистори­ческий длительностью более 100 тыс. лет до н.э., когда происходило знакомство человечества с цветными кам­нями и другими материалами, используемыми в укра­шениях, а также накапливался опыт их обработки, включая развитие глиптики. Второй этап — античный, с начала нашей эры до середины XV в., в период которого закладывались основы ювелирного дела и создавались первые уникальные изделия. В это же время началась разработка месторождений цветных камней и художе­ственная обработка камня, в т.ч. простейшая огранка с применением алмазов. Третий этап — XV—XIX вв, на­чиная с эпохи географических открытий, когда интен­сивно расширялась сырьевая база и рынок цветных камней. К этому времени относится начало массовой ог­ранки самоцветов и совершенствование технологии об­работки драгоценных металлов, появление цехов и гиль­дий ювелирных мастеров. Следствием чего был переход к мелкосерийному производству ювелирных и камне­резных изделий. Четвёртый этап — эпоха индустриаль­ного мира XIX—XX вв, когда началось массовое произ­водство ювелирных изделий, создаётся мировой рынок цветных камней, а синтез искусственных ювелирно-по­делочных материалов встаёт на промышленную основу. С этим этапом связано зарождение геммологии, как прикладной науки. Пятый этап, начиная с XXI в., откры­вает эпоху преобладания синтетических материалов в ювелирном деле и использования достижений биоэлек­троники. Следствием этого будет рост ценности природных цветных камней и роли геммологии в их экспер­тизе и отличии от искусственных материалов.
В первобытном обществе в период матриархата заро­дилась потребность человека в украшениях. Материа­лом для них были дерево, рог, зубы и кости убитых жи­вотных, раковины и яркие камешки. Самые древние бусы из ракушек, найденные в Израиле, были сделаны почти 100 тыс. лет тому назад. В неолите с освоением орудий труда и гончарного дела появляется возмож­ность применять в качестве украшений бусы из обо­жженной и окрашенной глины. В это время накаплива­лись сведения и мифы о свойствах цветных камней. В каменном веке человеку стал известен первый десяток органических материалов и столько же поделочных цветных камней, а из металлов — золото. Получили рас­пространение украшения в виде ожерелий из раковин, зубов и когтей хищников, гальки горного хрусталя, жа­деита, кремня, нефрита, обсидиана, серпентинита, ян­таря и яшмы. Судя по петроглифам на стенах пещер, за­чатки искусства резьбы по камню появились не менее 30 тыс. лет тому назад. Человечество знакомилось с цвет­ными камнями по мере развития материальной культу­ры, но крайне неравномерно в разных регионах мира. Лидерами в этом процессе были древние очаги цивили­зации: Ближний Восток, Индия, Китай, Египет. Подлин­ный расцвет и развититие ювелирного дела происходит в Др. Греции, Римской империи и Византии. Первые сведения о находках и использовании самородного золо­та в Египте относятся к V тысячелетию до нашей эры. Древние мастера быстро распознали его ценные качества — низкую температуру плавления и лёгкость обра­ботки. Уже в архаический период Др. Египта (3200—2980 гг. до н.э.) в стиле "золотого листа" украшали посуду, оружие, мебель и даже стены домов. За период медного века (IV—III тыс. до н.э.), по сравнению с каменным ве­ком, удвоилось количество освоенных цветных камней (см. таблицу). Раскопки египетских гробниц показали высокое мастерство ювелиров того времени, использо­вавших кроме цветных камней и их имитации. Наряду с глиной, окрашенной под лазурит и малахит, появляют­ся керамика с цветной глазурью, цветные стекла, ото­жженный янтарь и окрашенный халцедон. Драгоценные камни выступают не только как мистические символы, а также в роли знаков власти и почёта. В античное время получает широкое распространение ручная обработка камня, развивается искусство глиптики. Входят в обиход печатки гравированных цветных камней с указанием их принадлежности или назначения в качестве амулетов и талисманов. ВIII тыс. до н.э наряду с гравировкой осва­ивается инкрустация, техника изготовления кабошонов и окрашивания камней, ювелирные изделия достигают высокого совершенства. В Верх. Египте в этот период добывается изумруд, в Синае и Иране разрабатываются месторождения бирюзы, в Бадахшане — лазурита, на Урале — малахита, в Казахстане — жадеита. Из метал­лов начинают широко использоваться золото, серебро и медь. На протяжении бронзового и железного веков (с III по I тыс. до н.э.) обрабатываются рубин, сапфир, хризоберилл, шпинель, гранат, топаз, берилл, циркон. В ювелирном деле осваиваются новые металлы: олово, сви­нец и самородное железо.
В последующем роль цветных камней постепенно ме­нялась от символов власти до простых украшений и хо­дового товара. Наряду с этим изготавливались и уни­кальные украшения, такие как шумерский "Штандарт из Ура" — одно из первых мозаичных произведений с сюжетами, инкрустированными перламутром и лазури­том (около 2600 г. до н.э.). Особой утончённостью отдел­ки ювелирных изделий и умением работать с цветным камнем и золотом отличались также мастера Нов. Цар­ства в Египте (1600—1100 гг. до н.э.). Ими созданы уни­кальные нагрудные украшения — пекторали, найден­ные в гробницах фараонов. В Египте после изобретения стекла начинается его применение в украшениях, т.к. стекло тогда считалось предметом роскоши доступным только верховным правителям. В символе божествен­ной власти фараонов — "Ожерелье Солнца" стеклян­ный бисер использован наряду с золотом. Памятниками ювелирного искусства являются также шедевры асси­рийской глиптики (700—600 гг. до н.э.). Китайское ис­кусство обработки цветного камня во II тыс. до н.э. ха­рактеризуется созданием уникальных резных изделий из нефрита, кварца, бирюзы, кораллов и слоновой кос­ти. В Индии VIII—IX вв. интерес к цветным камням ви­ден по обширным спискам самоцветов в старых хрони­ках. В бассейне рек Инда и Ганга, была освоена огранка алмазов, сапфиров и рубинов путём простой пришли-фовки граней их кристаллов. Драгоценными камнями украшались троны, одежда, посуда. С развитием торгов­ли и появлением денег цветные камни во многих стра­нах иногда выполняли их роль. В Китае это был нефрит, как наиболее ценный камень; в Тихом океане на о-ве Борнео — агат, на Ново-Гебридских о-вах — кольца из мрамора, а на о-вах Полинезии — перламутровые рако­вины. В I тыс. до н.э. расцвет камнерезного искусства наблюдается у древних цивилизаций Америки. На тер­ритории Мексики и Юж. Америки находят захоронения с ритуальными изделиями из жадеита, нефрита, лазу­рита, кварца, агата, обсидиана и бирюзы. К их числу относятся совершенные резные изделия из камня древнего народа майя (IX в. до н.э.), инкрустации по золоту древних индейцев Перу (I тыс. н.э.), мозаичные ком­позиции и каменные изваяния тольтеков Мексики (Vb. н.э.).

Похожие новости