Зарождение ювелирного искусства
История развития ювелирного дела условно подразделяется на 5 основных этапов. Первый — доисторический длительностью более 100 тыс. лет до н.э., когда происходило знакомство человечества с цветными камнями и другими материалами, используемыми в украшениях, а также накапливался опыт их обработки, включая развитие глиптики. Второй этап — античный, с начала нашей эры до середины XV в., в период которого закладывались основы ювелирного дела и создавались первые уникальные изделия. В это же время началась разработка месторождений цветных камней и художественная обработка камня, в т.ч. простейшая огранка с применением алмазов. Третий этап — XV—XIX вв, начиная с эпохи географических открытий, когда интенсивно расширялась сырьевая база и рынок цветных камней. К этому времени относится начало массовой огранки самоцветов и совершенствование технологии обработки драгоценных металлов, появление цехов и гильдий ювелирных мастеров. Следствием чего был переход к мелкосерийному производству ювелирных и камнерезных изделий. Четвёртый этап — эпоха индустриального мира XIX—XX вв, когда началось массовое производство ювелирных изделий, создаётся мировой рынок цветных камней, а синтез искусственных ювелирно-поделочных материалов встаёт на промышленную основу. С этим этапом связано зарождение геммологии, как прикладной науки. Пятый этап, начиная с XXI в., открывает эпоху преобладания синтетических материалов в ювелирном деле и использования достижений биоэлектроники. Следствием этого будет рост ценности природных цветных камней и роли геммологии в их экспертизе и отличии от искусственных материалов.
В первобытном обществе в период матриархата зародилась потребность человека в украшениях. Материалом для них были дерево, рог, зубы и кости убитых животных, раковины и яркие камешки. Самые древние бусы из ракушек, найденные в Израиле, были сделаны почти 100 тыс. лет тому назад. В неолите с освоением орудий труда и гончарного дела появляется возможность применять в качестве украшений бусы из обожженной и окрашенной глины. В это время накапливались сведения и мифы о свойствах цветных камней. В каменном веке человеку стал известен первый десяток органических материалов и столько же поделочных цветных камней, а из металлов — золото. Получили распространение украшения в виде ожерелий из раковин, зубов и когтей хищников, гальки горного хрусталя, жадеита, кремня, нефрита, обсидиана, серпентинита, янтаря и яшмы. Судя по петроглифам на стенах пещер, зачатки искусства резьбы по камню появились не менее 30 тыс. лет тому назад. Человечество знакомилось с цветными камнями по мере развития материальной культуры, но крайне неравномерно в разных регионах мира. Лидерами в этом процессе были древние очаги цивилизации: Ближний Восток, Индия, Китай, Египет. Подлинный расцвет и развититие ювелирного дела происходит в Др. Греции, Римской империи и Византии. Первые сведения о находках и использовании самородного золота в Египте относятся к V тысячелетию до нашей эры. Древние мастера быстро распознали его ценные качества — низкую температуру плавления и лёгкость обработки. Уже в архаический период Др. Египта (3200—2980 гг. до н.э.) в стиле "золотого листа" украшали посуду, оружие, мебель и даже стены домов. За период медного века (IV—III тыс. до н.э.), по сравнению с каменным веком, удвоилось количество освоенных цветных камней (см. таблицу). Раскопки египетских гробниц показали высокое мастерство ювелиров того времени, использовавших кроме цветных камней и их имитации. Наряду с глиной, окрашенной под лазурит и малахит, появляются керамика с цветной глазурью, цветные стекла, отожженный янтарь и окрашенный халцедон. Драгоценные камни выступают не только как мистические символы, а также в роли знаков власти и почёта. В античное время получает широкое распространение ручная обработка камня, развивается искусство глиптики. Входят в обиход печатки гравированных цветных камней с указанием их принадлежности или назначения в качестве амулетов и талисманов. ВIII тыс. до н.э наряду с гравировкой осваивается инкрустация, техника изготовления кабошонов и окрашивания камней, ювелирные изделия достигают высокого совершенства. В Верх. Египте в этот период добывается изумруд, в Синае и Иране разрабатываются месторождения бирюзы, в Бадахшане — лазурита, на Урале — малахита, в Казахстане — жадеита. Из металлов начинают широко использоваться золото, серебро и медь. На протяжении бронзового и железного веков (с III по I тыс. до н.э.) обрабатываются рубин, сапфир, хризоберилл, шпинель, гранат, топаз, берилл, циркон. В ювелирном деле осваиваются новые металлы: олово, свинец и самородное железо.
В последующем роль цветных камней постепенно менялась от символов власти до простых украшений и ходового товара. Наряду с этим изготавливались и уникальные украшения, такие как шумерский "Штандарт из Ура" — одно из первых мозаичных произведений с сюжетами, инкрустированными перламутром и лазуритом (около 2600 г. до н.э.). Особой утончённостью отделки ювелирных изделий и умением работать с цветным камнем и золотом отличались также мастера Нов. Царства в Египте (1600—1100 гг. до н.э.). Ими созданы уникальные нагрудные украшения — пекторали, найденные в гробницах фараонов. В Египте после изобретения стекла начинается его применение в украшениях, т.к. стекло тогда считалось предметом роскоши доступным только верховным правителям. В символе божественной власти фараонов — "Ожерелье Солнца" стеклянный бисер использован наряду с золотом. Памятниками ювелирного искусства являются также шедевры ассирийской глиптики (700—600 гг. до н.э.). Китайское искусство обработки цветного камня во II тыс. до н.э. характеризуется созданием уникальных резных изделий из нефрита, кварца, бирюзы, кораллов и слоновой кости. В Индии VIII—IX вв. интерес к цветным камням виден по обширным спискам самоцветов в старых хрониках. В бассейне рек Инда и Ганга, была освоена огранка алмазов, сапфиров и рубинов путём простой пришли-фовки граней их кристаллов. Драгоценными камнями украшались троны, одежда, посуда. С развитием торговли и появлением денег цветные камни во многих странах иногда выполняли их роль. В Китае это был нефрит, как наиболее ценный камень; в Тихом океане на о-ве Борнео — агат, на Ново-Гебридских о-вах — кольца из мрамора, а на о-вах Полинезии — перламутровые раковины. В I тыс. до н.э. расцвет камнерезного искусства наблюдается у древних цивилизаций Америки. На территории Мексики и Юж. Америки находят захоронения с ритуальными изделиями из жадеита, нефрита, лазурита, кварца, агата, обсидиана и бирюзы. К их числу относятся совершенные резные изделия из камня древнего народа майя (IX в. до н.э.), инкрустации по золоту древних индейцев Перу (I тыс. н.э.), мозаичные композиции и каменные изваяния тольтеков Мексики (Vb. н.э.).