Ювелирное мастерство в СССР
Октябрьская революция 1917 г. изгнала из России богатых собственников и уничтожила средний класс — основных потребителей предметов роскоши. Ювелирное дело и камнеобработка пришли в упадок, разработка месторождений цветных камней прекратилась. Потребностью государства в средствах на восстановлении страны было обусловлено создание в 1920-е годы в Петрограде треста "Русские самоцветы". Он координировал аботу всех мастерских по камнеобработке и производству ювелирных изделий. В 1920 г. создаётся хранилище драгоценностей ГОХРАН РСФСР, а в 1922 г. Алмазный фонд. Тогда же, А.Е. Ферсманом была начата работа по описанию, собранных там ценностей; а в монографии "Драгоценные и цветные камни России" (1920—1922 гг.) им были подведены итоги поисков и разработки месторождений цветных камней в дореволюционный период. В 1930-е годы возрождается ювелирное производство в Великом Устюге, в сёлах Красное-на-Волге и Куба-чи. В 1933 г. пущен Ленинградский завод по обработке цветных камней. Одной из первых его задач в 1935 г. стало участие в замене на башнях Московского Кремля двуглавых орлов на звёзды. Изображение серпа и молота на 8 звёздах диаметром от 3 до 4,5 м, в первом варианте было инкрустировано огранёнными камнями крупного размера. Для это понадобилось около 7000 камней массой от 20 до 200 карат. Позже это предприятие прославилось созданием мозаичного панно из цветных камней
— грандиозной "Карты СССР" масштаба 1:1500000. Идея создания Карты принадлежала Г.К. Орджоникидзе. Она получила в 1937 г. "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже и золотую медаль в 1939 г. на выставке в Нью-Йорке. Для каменной мозаики карты было изготовлено более 45000 пластин. По цветовой гамме мозаика отвечала принятым для географических карт нормам обозначения высот над уровнем моря. Для изображения рельефа были использованы пестроцветные и однотонные яшмы, лазурит, кахолонг, родонит. Низменности выполнены из амазонита; пустыни - из белорецкого кварцита, акватории и гидросеть — из байкальского и памирского лазурита; снежные вершины Кавказа и Тянь-Шаня — из благородного опала. Северный морской путь от Мурманска до Владивостока обозначен 630 ограненными аквамаринами в серебряной оправе; каналы
— линиями из аквамаринов. Красный флаг на Северном полюсе сделан из синтетического рубина и альмандина; дрейф полярной станции "Северный полюс 1" показан топазами и фенакитами, а его начальный и конечный пункты - крупными серебряными звездами со вставками горного хрусталя. Города обозначены позолоченными серебряными звездами; названия столиц союзных республик первоначально были выполнены из натуральных ограненных изумрудов. Москва была обозначена рубиновой звездой р-ром 5 см в позолоченной серебряной оправе, серп и молот в центре звезды украшали 17 ограненных алмазов, а надпись "Москва" выполнена из синтетического рубина; надпись "Ленинград" — из александрита. Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия сделаны из серебра. Государственная граница СССР выделена родонитом и сургучной яшмой, границы союзных республик — ограненными рубинами в серебряной оправе. Территории зарубежных государств выполнены в виде цветных пятен, оконтуренных линиями границ. Всего для обозначения различных объектов на карте использовано 3658 огранённых камней. Для выставки в Нью-Йорке площадь карты была увеличена до 26,6 м2 за счёт Северного Ледовитого океана, чтобы показать дрейф полярной станции "Северный полюс 1" в 1937—38 гг. Вместе с картой павильон СССР на выставке в Нью-Йорке украшали сделанные из цветных камней гербы Советского Союза и 11-ти союзных республик диаметром 130 см, а также макет Дворца Советов. В настоящее время карта и гербы находятся в ЦНИГР Музее им. Ф.Н. Чернышева в С.-Петербурге.
При всех этих успехах монументальной пропаганды следует признать общий упадок ювелирного искусства в советский период истории России. Причиной тому было искоренение частного предпринимательства как в разработке месторождений цветных камней, так и их обработке. На крупных ювелирных предприятиях производилась, главным образом, массовая продукция с использованием синтетического корунда. Геммология, которая получила признание в цивилизованном мире, считалась в России буржуазной наукой. Украшения были объявлены излишеством, а ювелирные изделия старых мастеров скупались государством на лом или для продажи на зарубежных аукционах. Также поступили с богатейшим ювелирным наследием русской православной церкви.
Промышленности нужны были станки, которые покупались на золото и другие ценности за рубежом. В этот период, выдающийся учёный и знаток камня А.Е. Ферсман пишет книги, послужившие духовной основой современной геммологии. Его "Цвета минералов", "Воспоминания о камне", двухтомник "Очерки по истории камня", "Занимательная минералогия" и "Путешествия за камнем" пробуждали интерес к цветным камням. Этот интерес также поддерживался сказами П.П. Бажова и фантастикой И.А. Ефремова, который за десятилетие предвидел открытие алмазов в Сибири.
В шестидесятые годы в Советском Союзе создаются благоприятные экономические условия для начала геологоразведочных работ на цветные камни и в 1966 г. создаётся Всесоюзный трест "Цветные камни". В это время открываются новые месторождения алмазов в Сибири, появляются обобщающие работы по геологии месторождений драгоценных и поделочных камней, публикуются монографии по изумруду, алмазу, бирюзе, янтарю, яшме. В те же годы открывается выставка "Алмазный фонд СССР" и издаётся посвященный ей альбом (1967 г.), выходят монографии О.Я. Неверова об античных камеях Эрмитажа, и переводится с немецкого книга Г. Банка "В мире самоцветов" (1979 г.). Труды Д.П. Григорьева (1961, 1975) по онтогении минералов (процессам их образования) акцентируют внимание на возможности использования минералов без их разрушения. Всё это было своего рода научной подготовкой к возрождению геммологии в России. Способствовало этому и разработка на Урале месторождений аметиста, демантоида и родонита. В Прибайкалье начинается разведка Малобыстринского месторождения лазурита, в Забайкалье, на Малханском хребте открыты месторождения турмалина и розового берилла. В Якутии начинается добыча алмазов, хризолита и хромдиопсида, на Приполярном Урале — аметиста, на Полярном Урале и в Саянах — жадеита и нефрита, а на Кольском п-ове — амазонита. В 1978 г. в Новосибирске состоялся XI съезд Международной минералогической ассоциации (IMA). Заслушанные на нём доклады геммологической тематики были опубликованы в сборнике "Самоцветы" (1980 г.). Это было предвестием серии последующих геммологических работ: книг альбомов В.Б. Семёнова и др. по яшме (1979 г.), агату (1982 г.), селениту (1984 г.), малахиту (1987 г.), родониту (1983 г.). Затем появилась монография B.C. Балицкого и Е.Е. Лисициной по синтетическим аналогам самоцветов (1981 г.),"Ювелирные камни" — Н.И. Корнилова и Ю.П. Солодовой (1982 г.), "Самоцветы СССР" — Я.П. Самсонова и А.П. Туринге (1984 г.), и другие сводки по цветным камням: жемчугу, янтарю, кораллу, нефриту, жадеиту. Большой вклад в популяризацию геммологии внесли издания С.Ф. Ахме-това, Т.Б. Здорик, В.А. Супрычёва и др. В это же время переводятся зарубежные книги по геммологии: Г. Смита "Драгоценные камни" (1980 г.), Б. Андерсона "Определение драгоценных камней" (1983 г.), В. Шумана "Мир камня" (1986 г.), Дж. Синкенкеса "Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней" (1989 г.). Начинают выходить первые тома 5-ти томной "Горной энциклопедии" (1984—1991 гг.) с развёрнутыми статьями по цветным камням.
Однако в условиях государственной монополии на производство ювелирных изделий легальное существование талантливых художников-камнерезов и ювелиров полностью зависело от советских и партийных руководителей, выступавших в роли их заказчиков и опекунов. Примером тому является судьба В.В. Коноваленко (1929—1989 гг.), продолжателя традиций К. Фаберже и А.К. Денисова-Уральского. Первая выставка его 10 работ в 1973 г. в Русском Музее Ленинграда открыла нового мастера, умеющего вдохнуть жизнь в камень, создающего в малых скульптурных формах персонажи русского народного жанра. Однако последующая работа этого художника камнереза по заказам "меценатов" не приносила удовлетворения, и он уехал в США. В Москве в Государственном музее культуры цветного камня "Самоцветы" экспонируются 20 работ В.В. Коноваленко. В США в 1984 г. на персональной выставке экспонировалось 22 его новые работы. Из них 18 сейчас находятся в США в Музее естественной истории Денвера, шт. Колорадо.
В современной России, обеспечившей право частной собственности, постепенно восстанавливается средний класс, возрастает спрос на ювелирные изделия, появляется потребность в услугах геммологов. В последнее десятилетие XX в. геммология получила признание в стране. Наряду с сохранившимися крупными ювелирными предприятиями, занятыми выпуском массовой продукции, создаются небольшие ювелирные мастерские, творческие объединения и группы мастеров ювелиров и камнерезов. Сформировался рынок цветных камней и изделий из них. Во многих городах периодически проходят ювелирно-минералогические выставки и конференции по геммологии и ювелирному искусству. В ряде учебных заведений началась систематическая подготовка геммологов. Широко отмечалось 150-летие К. Фаберже проведением тематических выставок, конкурсов, выпуском художественных альбомов. Начали издаваться геммологические журналы: в Москве — "Ювелир", "Ювелирное обозрение" и "Мир камня"; в Санкт-Петербурге — "Русский ювелир" и др. В помощь геммологам изданы справочник Н.Д. Дроновой (1996 г.), а также энциклопедия Т.Б. Здорик и Л.Б. Фельдмана (1998 г.). В Государственном Эрмитаже в С.-Петербурге Н.А. Захаровой систематически проводятся семинары по ювелирному искусству и материальной культуре. Там же были организованы выставки "Греческое золото", "Искусство Картье", "Мир Фаберже", "Сокровища Трои" и др. Правительством начата либерализация рынка драгоценных камней и золота. В составе Пробирной инспекции создана геммологическая служба для обеспечения сертификации драгоценных камней.
Организовано общество геммологов России и с 2001 г. начал выходить журнал этого общества "Вестник геммологии". С 2001 г. в Московской геологоразведочной академии систематически проходят международные конференции "Новые идеи в науках о Земле" с секцией по геммологии. Издана фундаментальная монография Е.Я. Киевленко "Геология самоцветов" (2001 г.). Минералогическим обществом к 300-летию С.-Петербурга издан сборник докладов "Минералогия, геммология, искусство" СПб, (2003 г.). В конце XX в. российские ювелиры и камнерезы заслуживают мировое признание, как, например, уральский дизайнер Елена Опалёва, получившая в 1996 г. на конкурсе "Де Бирс" Алмазную международную премию за бриллиантовое колье "Гизехский сфинкс". В С.-Петербурге значительную роль в сохранении традиций школы Фаберже сыграл А.Г. Ананов — ювелир и талантливый организатор частной фирмы "Русское ювелирное искусство". К юбилею Москвы в 1997 г. им было подарено пасхальное яйцо "Храм Христа Спасителя", массой 2 кг и высотой в четверть метра. На выставках "Мира камня" в С.-Петербурге устойчиво лидируют такие мастера-камнерезы как Ф. М. Ибрагимов, А.В. Корнилов, СА. Фалькин, СП. Шиманский.
Не менее интересны работы других мастеров С.-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и прочих городов России. Они всё больше и больше заявляют о себе, подтверждая своими работами неиссякаемые истоки народного творчества. В Екатеринбурге открыт первый в России Музей истории ювелирного и камнерезного искусства. За 15 лет в новой России воссоздана ювелирная отрасль промышленности, которая к 2007 г. насчитывает 900 предприятий и около 2000 частных мастерских. Всё это свидетельствует об успешном развитии ювелирного дела и геммологии. И не случайно, в 2007 г. 30-я Международная геммологическая конференция состоялась в Москве.