Ювелирное мастерство в СССР


Октябрьская революция 1917 г. изгнала из России бо­гатых собственников и уничтожила средний класс — ос­новных потребителей предметов роскоши. Ювелирное дело и камнеобработка пришли в упадок, разработка месторождений цветных камней прекратилась. Потреб­ностью государства в средствах на восстановлении стра­ны было обусловлено создание в 1920-е годы в Петро­граде треста "Русские самоцветы". Он координировал аботу всех мастерских по камнеобработке и производ­ству ювелирных изделий. В 1920 г. создаётся хранилище драгоценностей ГОХРАН РСФСР, а в 1922 г. Алмазный фонд. Тогда же, А.Е. Ферсманом была начата работа по описанию, собранных там ценностей; а в монографии "Драгоценные и цветные камни России" (1920—1922 гг.) им были подведены итоги поисков и разработки ме­сторождений цветных камней в дореволюционный пе­риод. В 1930-е годы возрождается ювелирное производ­ство в Великом Устюге, в сёлах Красное-на-Волге и Куба-чи. В 1933 г. пущен Ленинградский завод по обработке цветных камней. Одной из первых его задач в 1935 г. ста­ло участие в замене на башнях Московского Кремля дву­главых орлов на звёзды. Изображение серпа и молота на 8 звёздах диаметром от 3 до 4,5 м, в первом варианте было инкрустировано огранёнными камнями крупного размера. Для это понадобилось около 7000 камней мас­сой от 20 до 200 карат. Позже это предприятие прослави­лось созданием мозаичного панно из цветных камней
— грандиозной "Карты СССР" масштаба 1:1500000. Идея создания Карты принадлежала Г.К. Орджоникидзе. Она получила в 1937 г. "Гран-при" на Всемирной выстав­ке в Париже и золотую медаль в 1939 г. на выставке в Нью-Йорке. Для каменной мозаики карты было изго­товлено более 45000 пластин. По цветовой гамме мозаи­ка отвечала принятым для географических карт нормам обозначения высот над уровнем моря. Для изображения рельефа были использованы пестроцветные и однотон­ные яшмы, лазурит, кахолонг, родонит. Низменности выполнены из амазонита; пустыни - из белорецкого кварцита, акватории и гидросеть — из байкальского и памирского лазурита; снежные вершины Кавказа и Тянь-Шаня — из благородного опала. Северный морской путь от Мурманска до Владивостока обозначен 630 ог­раненными аквамаринами в серебряной оправе; каналы
— линиями из аквамаринов. Красный флаг на Северном полюсе сделан из синтетического рубина и альмандина; дрейф полярной станции "Северный полюс 1" показан топазами и фенакитами, а его начальный и конечный пункты - крупными серебряными звездами со вставка­ми горного хрусталя. Города обозначены позолоченны­ми серебряными звездами; названия столиц союзных республик первоначально были выполнены из нату­ральных ограненных изумрудов. Москва была обозначе­на рубиновой звездой р-ром 5 см в позолоченной серебряной оправе, серп и молот в центре звезды украшали 17 ограненных алмазов, а надпись "Москва" выполнена из синтетического рубина; надпись "Ленинград" — из александрита. Линии параллелей, меридианов, желез­ных дорог и все географические названия сделаны из се­ребра. Государственная граница СССР выделена родони­том и сургучной яшмой, границы союзных республик — ограненными рубинами в серебряной оправе. Терри­тории зарубежных государств выполнены в виде цвет­ных пятен, оконтуренных линиями границ. Всего для обозначения различных объектов на карте использова­но 3658 огранённых камней. Для выставки в Нью-Йорке площадь карты была увеличена до 26,6 м2 за счёт Север­ного Ледовитого океана, чтобы показать дрейф поляр­ной станции "Северный полюс 1" в 1937—38 гг. Вместе с картой павильон СССР на выставке в Нью-Йорке укра­шали сделанные из цветных камней гербы Советского Союза и 11-ти союзных республик диаметром 130 см, а также макет Дворца Советов. В настоящее время карта и гербы находятся в ЦНИГР Музее им. Ф.Н. Чернышева в С.-Петербурге.
При всех этих успехах монументальной пропаганды следует признать общий упадок ювелирного искусства в советский период истории России. Причиной тому было искоренение частного предпринимательства как в раз­работке месторождений цветных камней, так и их обра­ботке. На крупных ювелирных предприятиях произво­дилась, главным образом, массовая продукция с исполь­зованием синтетического корунда. Геммология, которая получила признание в цивилизованном мире, считалась в России буржуазной наукой. Украшения были объявле­ны излишеством, а ювелирные изделия старых мастеров скупались государством на лом или для продажи на за­рубежных аукционах. Также поступили с богатейшим ювелирным наследием русской православной церкви.
Промышленности нужны были станки, которые поку­пались на золото и другие ценности за рубежом. В этот период, выдающийся учёный и знаток камня А.Е. Ферс­ман пишет книги, послужившие духовной основой со­временной геммологии. Его "Цвета минералов", "Воспо­минания о камне", двухтомник "Очерки по истории кам­ня", "Занимательная минералогия" и "Путешествия за камнем" пробуждали интерес к цветным камням. Этот интерес также поддерживался сказами П.П. Бажова и фантастикой И.А. Ефремова, который за десятилетие предвидел открытие алмазов в Сибири.
В шестидесятые годы в Советском Союзе создаются благоприятные экономические условия для начала гео­логоразведочных работ на цветные камни и в 1966 г. со­здаётся Всесоюзный трест "Цветные камни". В это вре­мя открываются новые месторождения алмазов в Сиби­ри, появляются обобщающие работы по геологии месторождений драгоценных и поделочных камней, публикуются монографии по изумруду, алмазу, бирюзе, янтарю, яшме. В те же годы открывается выставка "Ал­мазный фонд СССР" и издаётся посвященный ей аль­бом (1967 г.), выходят монографии О.Я. Неверова об ан­тичных камеях Эрмитажа, и переводится с немецкого книга Г. Банка "В мире самоцветов" (1979 г.). Труды Д.П. Григорьева (1961, 1975) по онтогении минералов (про­цессам их образования) акцентируют внимание на воз­можности использования минералов без их разруше­ния. Всё это было своего рода научной подготовкой к возрождению геммологии в России. Способствовало этому и разработка на Урале месторождений аметиста, демантоида и родонита. В Прибайкалье начинается раз­ведка Малобыстринского месторождения лазурита, в Забайкалье, на Малханском хребте открыты месторож­дения турмалина и розового берилла. В Якутии начинает­ся добыча алмазов, хризолита и хромдиопсида, на При­полярном Урале — аметиста, на Полярном Урале и в Саянах — жадеита и нефрита, а на Кольском п-ове — амазонита. В 1978 г. в Новосибирске состоялся XI съезд Международной минералогической ассоциации (IMA). Заслушанные на нём доклады геммологической темати­ки были опубликованы в сборнике "Самоцветы" (1980 г.). Это было предвестием серии последующих геммоло­гических работ: книг альбомов В.Б. Семёнова и др. по яшме (1979 г.), агату (1982 г.), селениту (1984 г.), ма­лахиту (1987 г.), родониту (1983 г.). Затем появилась мо­нография B.C. Балицкого и Е.Е. Лисициной по синтети­ческим аналогам самоцветов (1981 г.),"Ювелирные кам­ни" — Н.И. Корнилова и Ю.П. Солодовой (1982 г.), "Самоцветы СССР" — Я.П. Самсонова и А.П. Туринге (1984 г.), и другие сводки по цветным камням: жемчугу, янтарю, кораллу, нефриту, жадеиту. Большой вклад в популяризацию геммологии внесли издания С.Ф. Ахме-това, Т.Б. Здорик, В.А. Супрычёва и др. В это же время переводятся зарубежные книги по геммологии: Г. Смита "Драгоценные камни" (1980 г.), Б. Андерсона "Определение драгоценных камней" (1983 г.), В. Шумана "Мир камня" (1986 г.), Дж. Синкенкеса "Руководство по обра­ботке драгоценных и поделочных камней" (1989 г.). На­чинают выходить первые тома 5-ти томной "Горной эн­циклопедии" (1984—1991 гг.) с развёрнутыми статьями по цветным камням.
Однако в условиях государственной монополии на производство ювелирных изделий легальное существо­вание талантливых художников-камнерезов и ювелиров полностью зависело от советских и партийных руково­дителей, выступавших в роли их заказчиков и опекунов. Примером тому является судьба В.В. Коноваленко (1929—1989 гг.), продолжателя традиций К. Фаберже и А.К. Денисова-Уральского. Первая выставка его 10 работ в 1973 г. в Русском Музее Ленинграда открыла нового мастера, умеющего вдохнуть жизнь в камень, создающе­го в малых скульптурных формах персонажи русского народного жанра. Однако последующая работа этого ху­дожника камнереза по заказам "меценатов" не приноси­ла удовлетворения, и он уехал в США. В Москве в Госу­дарственном музее культуры цветного камня "Самоцве­ты" экспонируются 20 работ В.В. Коноваленко. В США в 1984 г. на персональной выставке экспонировалось 22 его новые работы. Из них 18 сейчас находятся в США в Музее естественной истории Денвера, шт. Колорадо.
В современной России, обеспечившей право частной собственности, постепенно восстанавливается средний класс, возрастает спрос на ювелирные изделия, появля­ется потребность в услугах геммологов. В последнее де­сятилетие XX в. геммология получила признание в стра­не. Наряду с сохранившимися крупными ювелирными предприятиями, занятыми выпуском массовой продук­ции, создаются небольшие ювелирные мастерские, творческие объединения и группы мастеров ювелиров и камнерезов. Сформировался рынок цветных камней и изделий из них. Во многих городах периодически прохо­дят ювелирно-минералогические выставки и конферен­ции по геммологии и ювелирному искусству. В ряде учебных заведений началась систематическая подготов­ка геммологов. Широко отмечалось 150-летие К. Фабер­же проведением тематических выставок, конкурсов, выпуском художественных альбомов. Начали издаваться геммологические журналы: в Москве — "Ювелир", "Ювелирное обозрение" и "Мир камня"; в Санкт-Петер­бурге — "Русский ювелир" и др. В помощь геммологам изданы справочник Н.Д. Дроновой (1996 г.), а также эн­циклопедия Т.Б. Здорик и Л.Б. Фельдмана (1998 г.). В Го­сударственном Эрмитаже в С.-Петербурге Н.А. Захаро­вой систематически проводятся семинары по ювелир­ному искусству и материальной культуре. Там же были организованы выставки "Греческое золото", "Искусство Картье", "Мир Фаберже", "Сокровища Трои" и др. Пра­вительством начата либерализация рынка драгоценных камней и золота. В составе Пробирной инспекции со­здана геммологическая служба для обеспечения серти­фикации драгоценных камней.
Организовано общество геммологов России и с 2001 г. начал выходить журнал этого общества "Вестник геммологии". С 2001 г. в Мос­ковской геологоразведочной академии систематически проходят международные конференции "Новые идеи в науках о Земле" с секцией по геммологии. Издана фунда­ментальная монография Е.Я. Киевленко "Геология само­цветов" (2001 г.). Минералогическим обществом к 300-летию С.-Петербурга издан сборник докладов "Минера­логия, геммология, искусство" СПб, (2003 г.). В конце XX в. российские ювелиры и камнерезы заслуживают ми­ровое признание, как, например, уральский дизайнер Елена Опалёва, получившая в 1996 г. на конкурсе "Де Бирс" Алмазную международную премию за бриллиан­товое колье "Гизехский сфинкс". В С.-Петербурге значи­тельную роль в сохранении традиций школы Фаберже сыграл А.Г. Ананов — ювелир и талантливый организа­тор частной фирмы "Русское ювелирное искусство". К юбилею Москвы в 1997 г. им было подарено пасхальное яйцо "Храм Христа Спасителя", массой 2 кг и высотой в четверть метра. На выставках "Мира камня" в С.-Петер­бурге устойчиво лидируют такие мастера-камнерезы как Ф. М. Ибрагимов, А.В. Корнилов, СА. Фалькин, СП. Шиманский.
Не менее интересны работы других масте­ров С.-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и прочих го­родов России. Они всё больше и больше заявляют о себе, подтверждая своими работами неиссякаемые истоки народного творчества. В Екатеринбурге открыт первый в России Музей истории ювелирного и камнерезного искусства. За 15 лет в новой России воссоздана ювелир­ная отрасль промышленности, которая к 2007 г. насчи­тывает 900 предприятий и около 2000 частных мастерс­ких. Всё это свидетельствует об успешном развитии ювелирного дела и геммологии. И не случайно, в 2007 г. 30-я Международная геммологическая конференция со­стоялась в Москве.

Похожие новости