Эпоха романтизма: исторические неостили в 19 веке
Парад неостилей XIX века открыла неоготика. Не заставил себя долго ждать стиль неорококо (второе рококо), это Наполеон III и Евгения 1852-1870 гг, это «стиль Луи-Филиппа» во Франции и «ранний викторианский стиль» в Англии период 1830-1840 годов. Дальше — больше: второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, неоклассицизм… В пространной России искусство середины и второй половины XIX века назвали обобщённо —историзмом.
Неоготика пришла в Европу из Англии, где в это время романтикой Средневековья грезили писатели, художники, архитекторы… В моду вошли имитации изделий эпохи Средновековья, украшения из чугуна.
Неорококо выразилось в увлечении буржуазии усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. Новобогатеи обращались к неорококо (и барокко), желая особо парадных, вечерних украшений, пышных брошей-склаважей, брошей-бантов.
Стиль неоренессанс (основателем его считают Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса, друга Виктора Гюго) — это украшения с объёмными деталями в виде сфинксов на концах браслетов, миниатюрные фигурки-статуи на булавках для галстуков и другие изделия с рельефными деталями, ферроньерки (налобное женское украшение времён Леонардо да Винчи). Ювелиры широко использовали эмали.
Неогреческий стиль (конец 1860-х годов) вводит мотивы и орнамент греческих и этрусских украшений. Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты — вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги дополняли подвески в виде античных амфор (актуально и поныне). Узоры из мелкой зерни (поклон искусству этрусков) украсили браслеты и медальоны.
Античные корни имеет и мотив змеи, модный в середине века. Золотые змеи в камнях, жемчугах и эмалях, а иногда и сплетённые из волоса (!), обвивали дамам руки, шею, талию.