Экскурс в ювелирное прошлое


При изучении моды 20 века легко увлечься только одеждой. Но украшения, казалось бы, незаметные и второстепенные, также следуют культурным изменениям в каждом десятилетии, как и одежда – каждое отличительное событие в прошлом столетии отражалось в ювелирной моде.

1890-1905 годы: Art Nouveau (Ар-Нуво). Начало нового века ознаменовалось модой на декоративные украшения, крупные, яркие, необычные, пришедшие на смену практичным. Как и в искусстве, для украшений в стиле ар-нуво были характерны растительные мотивы и завитки цветов. Особо популярны вплоть до Первой мировой войны были ожерелья или, как их еще называли, «ошейники». Они представляли собой бриллиантовые кружева на черной шелковой или бархатной ленте. Также огромной популярностью пользовались бриллиантовые серьги-гирлянды, а одним из лучших дизайнеров таких украшений считался Картье. Корсет украшали крупные броши на природные темы в виде цветов и насекомых, а также бантов, сердечек и крылышек.
1925 – начало 1930-х годов: Арт-Деко. После 100 лет сравнительно небольших модных изменений женский силуэт, наконец-то, был радикально изменен, но связано это с печальными событиями: хрупким женщинам пришлось заменить мужчин, ушедших на Первую мировую войну. Когда женщины взялись за мужскую работу, они сразу отказались от корсетов, широкополых шляп и укоротили длинные юбки. Длина платья уменьшалась по мере роста военных лишений, а рукава упрощались для работы, сложные прически сменились на короткие стрижки. Когда война закончилась, и мужчины вернулись домой и на работу, женщины уже не хотели сидеть дома и заниматься только домашним хозяйством. Они продолжили пользоваться своей свободой, но уже в спорте. Прежде считавшийся вульгарным, теперь же спорт захватил модные журналы, а девушки-модели стали пропагандировали активность, смелость, независимость. Новые украшения уже создавались для таких, обновленных женщин.
Вдохновленные веянием кубизма, модернизма и прогресса, дизайнеры предлагали стиль арт-деко и в ювелирном деле. Из украшений пропали растительные мотивы, затейливость и излишняя женственность, в моду вошли простые геометрические цветные пятна. Больше внимания придавалось цвету, нежели затейливости формы. Длинные до пояса нитки бус или жемчуга, чаще в несколько рядов, были неотъемлемым украшением каждой модницы. Чтобы выглядеть более женственными, дизайнеры предлагали обладательницам коротких стрижек носить длинные каплевидные серьги и ленты-повязки на головы с брошками или усыпанные камнями.
В 1920-х годах были особо популярны украшения для женских костюмов от Коко Шанель, сделанные из дешевых металлов и сплавов. Таким образом, она опровергла мнение, что ювелирные украшения могут быть только для богачей. Ввела моду на бижутерию.
1940 годы: Когда в 1939 году вспыхнула Вторая мировая война, снова начались лишения. Драгоценные металлы требовались для нужд войны, а для ювелирных украшений в золото добавляли больше меди, отчего изделия приобретали характерный красноватый цвет. В моду вошел пластик, а в формах появились мягкие линии и природные темы. Украшения той эпохи были очень простыми и незамысловатыми, впоследствии многие изделия переплавили, так как они не представляли большую ценность.
1950 годы: Время идей. После шестилетней Второй мировой войны обессилевший мир искал стабильности традиций, и мода откликнулась на это желание. «Люди устали от военного времени, от униформы, женщины из-за тяжелой работы стали сложены как боксеры», – писал Кристиан Диор. Он создал женщин-цветы, с нежной линией плеч, пышной грудью, узкой талией и изящными бедрами под широкими, как венчики цветов, юбками. В 1947 году коллекция Диора «new look» дала начало трендам 1950-х годов, женщины пожелали стать элегантными, деликатными и загадочными, им пришелся по вкусу новый женственный силуэт. Украшения стали крайне гламурными, с россыпью бриллиантов и драгоценных камней. Вошли в моду многослойные ожерелья из бисера и серьги и кольца в тон, вполне доступные по цене. Статус украшений как формы искусства подчеркивался, когда художники из других отраслей заимствовали дизайн украшений, и все производители, и крупные ювелирные дома, и мелкие лавочки, отвечали за уникальность и совершенство своих созданий.
1960 -1980 годы: Время роскоши. Наконец-то пришло стабильное время, когда люди могли позволить себе дорогие наряды, машины, дома и, конечно, украшения. Причем позволять себе стали как откровенно шикарные вещи, с очень дорогими камнями, которые хранили исключительно как денежные вложения в банковских ячейках, а для ежедневного ношения или выхода в свет выбирали более дешевые украшения. Потому что вместе с благосостоянием вырос уровень и преступности. Затянувшееся царствование минимализма закончилось, и началось время экспериментов в ювелирном деле. Новая мода предлагала сочетать ожерелье с крупными серьгами, массивными браслетами и мультяшными кольцами с огромными бриллиантами.
Дизайн поистине удивлял своим разнообразием: в украшениях сочетали драгоценные и полудрагоценные, ограненные и неограненные камни, неожиданные цвета и фактуры, желтое и белое золото, платину. Дизайнеры позволяли себе самые смелые эксперименты, например, серьги в виде лягушек Дэвида Уэбба, навеянные диснеевскими мультиками.
В 1960-х годах Пако Рабанн создал футуристическую коллекцию украшений, сделанных из дерева, пластика и бумаги, дополнив концепцию «моды космической эры». В то же время Кеннет Джей Лэйн, «король бижутерии», создал потрясающие и очень популярные подделки шикарных украшений Джеки Онасис и Элизабет Тейлор.

1980-2000 годы: Время независимых женщин. В это время женщины добились желанных прав, стали равными мужчинам в обществе и политике. Новый статус подчеркивался соответствующей одеждой, будто заимствованной из мужского гардероба: очень модны стали пиджаки и пальто с широкими плечами. Старомодный романтичный образ был на время забыт. Украшения требовались соответствующие: крупные, яркие, подчеркивающие статус бизнес-леди, ее свободу и независимость. Комплекты аксессуаров из одной коллекции уже не пользовались большой популярностью. Женщина сама могла создавать свой образ, подбирая для выхода серьги, колье, кольца, браслеты по своему усмотрению, комбинировать и экспериментировать. На лакцанах остромодных пиджаков хорошо смотрелись крупные броши, которые обычно шли в комплекте с клипсами, со временем броши стали более изящными и женственными.
Сейчас есть несколько признанных авторитетных домов в ювелирном деле, среди них Шанель, Диор, Булгари, Картье, Тиффани, Бушерон. Дизайнеры готовы идти дальше и создавать умопомрачительные модные аксессуары. Лучшие умы ломают головы, пытаясь найти ответы на вопрос, что будет иметь успех на модном рынке. У ювелиров в наше время очень конкурентоспособный, творческий и крайне прибыльный бизнес. Но, как ни странно, самое желанное украшение каждой девушки во все времена – незамысловатое кольцо с бриллиантом, подаренное любимым человеком вместе с предложением руки и сердца.

Похожие новости