Ювелирная отрасль и государство: не приоритетная сфера
Надо заметить, всей сфере драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК) не повезло с самого начала прихода капитализма на пространство бывшего СССР. В 1993 году началась, как ее позже назвали, «алмазная афера», главным фигурантом которой был учредитель компании Golden ADA, Inc Андрей Козленок. История разворовывания алмазов и прочих ценностей России на сумму в 90 млн долларов, в которой оказалась замешана вершина российской власти, не могла пройти бесследно для формирования отраслевой нормативно-правовой базы.
Неважно, была ли это в самом деле спланированная афера, или это была обычная ошибка руководства, по неопытности, но в отличие от всех прочих отраслей экономики, сфера ДМДК в эпоху либерализации экономического законодательства и приватизации с самого начала так и не получила той степени свободы, которую имели все иные сферы.
Более того, основной для всей российской сферы ДМДК Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» принимался в марте 1998 года¸ аккурат в момент ведения переговоров о депортации в Россию беглого к тому времени Козленка. Вся деловая пресса, да и не только деловая, все СМИ без устали писали и говорили тогда об «алмазной афере», а тема драгоценных камней и драгоценных металлов как абсолютно криминогенная зона обсасывалась всеми телеканалами. Мог ли принимаемый закон о ДМДК оказаться в таких условиях либеральным? Удивительно, что хотя бы право частной собственности на ДМДК оказалось закреплено в этом законе. Зато физические лица получили самые минимальные права «общения» с драгоценными металлами и камнями – на уровне владения ювелирными изделиями, не более.
У сферы ДМДК был в 2005 и в 2008 году шанс либерализации, когда был подготовлен ряд законопроектов, расширяющих права физических лиц на владение драгоценными металлами и камнями, когда обсуждался «вольный принос» добытых гражданами золота и цветных драгоценных камней. Но в тот период силовые структуры (МВД и ФСБ) уже обросли подразделениями, курирующими сферу ДМДК, и последнее слово оказалось, конечно, за ними – либерализация не состоялась.
Справедливости ради, в советские времена сфера ДМДК была еще более отдалена от народного использования, и запретов было еще больше, чем сейчас. Но ведь тогда социализм был – многое было «нельзя», во всем… Впрочем, история движется кругами – на заре советской власти новое правительство также начинало с распродаж драгоценного наследства царского режима. Так что, сначала разворовывать, а потом все запретить – это у нас в сфере ДМДК – традиции!
Что же имеет сфера ДМДК в ожиданиях от государства сегодня?
Во-первых, все-таки, это влияние общих трендов российской экономики. Т.е. резкое усиление административного воздействия на отрасль, ужесточение контроля за налогами, усиление ответственности за правонарушения и преступления в данной сфере. «Все как у других», но – со специфическими, присущими только сфере ДМДК особенностями, усиливающими контрольно-надзорные функции государства.
Главная, и сама грустная отраслевая особенность – наличие Поручения Президента Российской Федерации от 25.10.2017 № Пр-2167. Статус документа «Для служебного пользования» не позволяет обсудить документ в деталях, но в совершенно открытом источнике – сайте Федерального портала проектов нормативно-правовых актов регулярно выкладываются все новые и новые законопроекты, ссылающиеся на упомянутое поручение как на основание для разработки данных проектов . Из чего даже не видя самого поручения, легко понять – документ этот о необходимости резкого ужесточения контроля в сфере ДМДК.
Что интересно: из совокупности законопроектов, ссылающихся на упомянутое поручение, ясно, что важнейшим итогом исполнения поручения должно стать введение обязательной для всех участников российского рынка ДМДК государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота – ГИИС ДМДК. Т.е. системы IT-контроля за оборотом на базе маркировки объектов оборота, создание которой ранее предлагали сами ювелиры. И лишь введения ГИИС ДМДК было бы достаточно для наведения на рынке полного порядка, ликвидации всех «серых» потоков, повышения доверия потребителей и т.д.! Но нет, в рассматриваемом поручении эта ключевая цель обросла массой иных, дополнительных задач по ужесточению контроля, что нетрудно заметить из перечня и содержания все тех же проектов документов на том же сайте regulation.gov.ru, ссылающихся на поручение.
И вот появилась очередная надежда на оттепель - «регуляторная гильотина»! Для каких-то отраслей, может, она и станет гильотиной, отрубающей все ненужное и мешающее их развитию, но только не для сферы ДМДК. Увы, на форуме «ОПОРА России» в октябре прошлого года Владимир Путин отсек сферу ДМДК от продления моратория на проведение плановых проверок и тем самым обозначил, как нужно относиться к этой отрасли: «Стало понятно, что нужен постоянный и более жесткий контроль в компаниях с высоким профилем риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также в специфических сферах, например, оборот драгметаллов и камней». Очевидно, после таких слов президента никакая «гильотина» до сферы ДМДК дотянуться уже не в состоянии…
Как это было уже не раз, мнение силовиков о необходимости «ужесточать и усиливать» оказалось приоритетным, принятым во внимание и поддержанным на самом высоком уровне. Еще раз, увы.
Золото без НДС народу – проблемы ювелирам
Идея продажи гражданам слитков золота без НДС то ли ради долларозамещения в «кубышках» граждан, то ли ради концентрации драгметаллов у граждан с указанием Ф.И.О. купившего лица и адреса проживания данного лица, обсуждается давно. При этом возможность продажи золота без НДС юридическим лицам, включая производителей ювелирных изделий, считается в правительстве неприемлемой.
Новыми идеями оказались условия введения этой новации – дабы золотые слитки без НДС не попали к ювелирам на производство, от Федеральной налоговой службы поступило условие – одновременно с введением продаж золота физлицам без НДС ликвидировать возможность использования малыми ювелирными производствами и мелкой ювелирной торговлей специальных, т.е. льготных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого вмененного налога (ЕНВД).
Режимы УСН и ЕНВД для малого бизнеса – самые комфортные, но эти же налоговые режимы удобны для государства – они прозрачны, легки для администрирования, а сами налоги проще всего собирается. Из-за чего рост сборов налогов с предприятий, работающих по УСН, в России выше, чем рост сбора налогов с предприятий, использующих обычную систему налогообложения (ОСН).
Корень проблемы государства вовсе не в существовании специальных налоговых режимов в ювелирной сфере, а в необоснованном применении схем оптимизации теми достаточно крупными ювелирными предприятиями, которые работают по обычным схемам налогообложения. Да и какие крохи сможет выиграть государство от отмены специальных налоговых режимов в сфере ДМДК, если уровень возмещения НДС на рынке золота достигает 40 млрд. рублей, а на долю ювелирных предприятий, работающих в режиме УСН, приходится всего 4% от общей налогооблагаемой базы по обороту золота…
Зато при ликвидации льготных режимов налогообложения для малого ювелирного бизнеса будет нанесен удар прежде всего по государственной социальной политике, т.к. малый ювелирный бизнес, лишенный возможности работать по УСН и ЕНВД в условиях падения покупательского платежеспособного спроса просто не выживет. Что даст комплексный негативный вклад в реализацию Национальных проектов - ухудшение занятости населения, снижение инвестиционной привлекательности ювелирной отрасли как одной из сфер экономики.
Причем то, ради чего все затевается – массовая покупка населением слитков золота – все равно не случится. Ведь золото без НДС в России можно купить и сегодня – это золотые монеты, имеющие хождение. Но вот только спред между продажей и обратным выкупом банки на эти монеты без НДС устанавливают такой большой, что никакой конкуренции по отношению к другим инвестиционным инструментам такие монеты не выдерживают, и рациональный интерес к ним может быть разве что у нумизматов.
Таким образом, с отменой НДС на золотые слитки для физических лиц объемы продаж этих слитков гражданам увеличатся ненамного, а сегодняшний НДС просто превратится в маржу банков с сохранением почти прежней цены золота.
Национальные цели – это не про «ювелирку»
Когда Россия узнала про свои новые Национальные цели и Национальные проекты, бизнес, особенно малый и средний, помрачнел. Дело в том, что в целом, безусловно, полезный и нужный для России стратегический курс на подъем качества жизни граждан, как-то уж очень скромно предусмотрел поддержку развития частного предпринимательства. А это для нас индикатор – Россия, ведь, в недавнем прошлом – страна социалистическая, где любая частная инициатива считалась уголовным преступлением.
Во-первых, наиболее щедро финансируемые Национальные проекты - это инфраструктурные. Тема если не госкорпораций, то как минимум – крупного бизнеса.
Во-вторых, развитие медицины и образования – это опять-таки в России преимущественно сферы деятельности государственных структур. Даже тема цифровизации по Национальным проектам – это задачи масштабные, доступные только крупному бизнесу.
Есть в Национальных проектах те, что, вроде бы, корреспондируют интересам малого и среднего бизнеса. Это «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Но меры государственной политики по поддержке этих проектов выглядят весьма скромно и как-то второстепенно.
А ключевые, самые важные позиции по развитию механизма управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата» и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности для бизнеса в сфере ДМДК так и вовсе разбиваются о вышеупомянутое Поручение Президента.
А в-третьих, и это для ювелиров самое главное – Национальные цели по своей сути рассматривают обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан не за счет прямого роста доходов россиян в денежном выражении, а за счет увеличения объема и качества получаемых ими государственных услуг. Короче, борьба с бедностью.
Но ювелирные изделия никак не являются товарами первой необходимости, и даже не включены в потребительскую корзину россиян, так что ожидать ювелирам господдержки в рамках Национальных целей и Национальных проектов не приходится. Разве что в части помощи в экспорте ювелирных изделий.