Рынок драгоценных камней под угрозой
Объем производства синтетических алмазов ювелирного качества к 2035 году будет сопоставим с объемами добываемых природных алмазов. В последние годы производство синтетических алмазов ювелирного качества во всем мире развивается стремительными темпами, рост составляет 30% в год. Озабоченность участников ювелирного рынка вызывают риски, связанные с подменой природных алмазов камнями, выращенными в промышленных условиях, рассказал во время своего визита в Казахстан региональный директор ООО «Алмазный НТЦ» Андрей Ворошилов. По его словам, объем производства синтетических алмазов ювелирного качества к 2035 году будет сопоставим с объемами добываемых природных алмазов. Андрей Ворошилов рассказал, почему Казахстан в числе первых стран окажется на пути экспортеров контрафактных алмазов.
- Андрей, расскажите о нюансах инвестирования в драгоценные камни.
- Рынок природных алмазов находится под угрозой из-за того, что очень бурно развиваются технологии производства синтетических камней. Разведанных запасов алмазов на всей планете осталось на 25-30 лет. Соответственно, инвестиции в природные камни могут быть очень хорошим инструментом приумножить свои накопления. Уже при нашей с вами жизнимы увидим момент, когда в земле закончатся натуральные алмазы и в ювелирном деле будут использоваться только синтетические. Особенно актуально инвестировать в природные алмазы, если вы рассматриваете вариант передать их по наследству. Наиболее эффективно инвестировать в бриллианты размером в один карат. Конечно, можно в камни большего или меньшего размера, но они будут стоить дороже. Кроме того, их будет сложнее реализовать, придется искать людей, которые готовы выложить $20 тыс. за камень. Однокаратный бриллиант доступнее для покупки, его может себе позволить любой человек, имеющий стабильную работу.
- Столько сейчас стоит натуральный однокаратный бриллиант?
- Он стоит где-то $10 тыс. Есть несколько важных критериев оценки драгоценных камней. Во-первых, это цвет (в диапазонt от D до J). Во-вторых, прозрачность(VVS), это значит, что камень не имеет каких-то природных изъянов. В-третьих, качество огранки. Я сейчас говорю о традиционной огранке Кр-57. И это число граней выбрано не случайно, оно связано с кристаллической решеткой камня, которая дает самую лучшую игру света, больше или меньше граней уже хуже.
- А в чем проблема синтетических бриллиантов? Если скоро не останется натуральных, мы в любом случае будем вынуждены иметь дело с синтетическими.
- Да, конечно. Важно только одно – в паспорте изделия нужно писать, что оно имеет
синтетический камень, а не природный.
- А что от этого изменится?
- Цена для покупателя. Сейчас он покупает украшения с выращенным камнем по цене природного, который должен стоить в три раза дешевле
- То есть это вопрос честности, которая влияет на ценообразование?
- Конечно. Нужно всего лишь указывать природу происхождения.
- Вы не против производства синтетических камней?
- Нет. Нельзя допускать недобросовестного подмеса камня в изделие.
- Вы сказали, что в технологии производства синтетических бриллиантов вкладывают большие деньги.
- В прошлом году только Китай инвестировал $1,5 млрд. Это были инвестиции в создание новых и модернизацию старых мощностей по производству синтетических алмазов ювелирного качества.
- Может быть, как раз такие инвестиции и объясняют то, что цена на выращенный алмаз, как на натуральный?
- Не думаю. Технология сама по себе малозатратна и норма прибыли на производстве очень высока.
- Сколько процентов?
- Разница между себестоимостью синтетического бриллианта и его рыночной ценой может составлять 500%. Производители синтетических алмазов зарабатывают очень хорошо и при этом пытаются продавать их всего лишь на 20-30% дешевле природных, при том что себестоимость натуральных алмазов складывается совсем по-другому.
- Синтетические бриллианты нынешнего поколения хорошего качества?
- Хорошего. Порой они имеют даже большую высокую прочность, чем натуральные. Но это камни «без лица», каждый природный камень подобен отпечатку пальца – неповторим, а синтетические все одинаковые.
- Наверное, это имеет значение для специалистов, а для женщин, которые просто хотят красивое украшение, это не важно?
- Красиво будет, а индивидуальной игры света нет.
- Вы говорили, что поскольку Китай видит перспективное экономическое направление в производстве синтетических камней, то первыми рынками, куда их начнут поставлять, будут Казахстан и Россия. И это будет контрафактный товар, потому что их сертифицируют, как натуральные.
- Из всего мирового объема производства сертифицируется только 30%. Я думаю, что в Китае и этого нет. Очень велика вероятность того, что эти камни повезут на ваш и наш рынки.
- Ваш центр создал прибор, который помогает идентифицировать: натуральный камень или нет. Для кого он создан?
- Для ювелирных мастерских, геммологических лабораторий и центров, пробирных палат, ломбардов.
- Какого экономического эффекта стоит ожидать от его использования?
- Если производитель ювелирных изделий, сам того не подозревая, пробрел синтетический алмаз, поставил в изделие и продал по цене природного камня, а потом покупатель узнает, что у него синтетика и возвращает изделие, то это причиняет вред имиджу и наносит урон репутации. На недавней геммологической конференции в Москве один из профессоров МГУ рассказал, что сопровождал сделку Костромского ювелирного завода и оказалось, что 57% алмазов из партии, которая имела все сопроводительные документы, оказались синтетическими