Поддержать промышленный экспорт и выйти на новые рынки
В Общественной палате РФ состоялось заседание подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Промышленность».
Губернатор Калининградской области, руководитель подгруппы Антон Алиханов отметил, что работа подгруппы должна быть в первую очередь направлена на решение проблем, актуальных для делового сообщества: «Очень важно, чтобы в работе принимали участие представители федеральных и региональных органов власти, науки и общественности. Надеюсь, что эта площадка станет подспорьем для бизнеса, который сможет донести свои проблемы и получить соответствующие решения».
Большинство экспертов оценивают национальный проект «Международная кооперация и экспорт» как один из самых сложных и интересных, подчеркнул старший вице-президент АО «Российский экспортный центр», заместитель руководителя подгруппы Алексей Кожевников.
«В прошлом году мы дали хорошие показатели по приросту экспорта, выполнили целевой темп роста. Несырьевой, неэнергетический экспорт составил более 150 миллиардов долларов США, т.е. мы справились с целями стартового года реализации. По итогам первого квартала 2019 года темп несколько замедлился — просадок ни в коем случае нельзя допускать, амбициозные показатели, темпы прироста нам нельзя проваливать, нужна динамика», — говорит он.
Общий объем бюджета, предусмотренного в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», составляет 956 миллиардов рублей, напомнил директор департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Цемахович.
«Нацпроект состоит из пяти федеральных проектов: “Промышленный экспорт”, “Экспорт продукции АПК”, “Экспорт услуг”, “Логистика международной торговли”, “Системные меры содействия международной кооперации и экспорта”. Ключевые меры поддержки: субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам — общий объем финансирования 61 миллиард рублей; продвижение российской продукции на зарубежные рынки — 21 миллиард рублей; субсидирование транспортировки — 15 миллиардов рублей, ну и специальные проекты и программы — 47 миллиардов рублей. Ожидаемые результаты от мер поддержки — семь триллионов рублей», — заявил он.
Андрей Цемахович также разъяснил механизм реализации постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 191 как одного из ключевых инструментов развития и поддержки корпоративных программ повышения конкурентоспособности.
Эксперты отметили, что во многих регионах уже реализуются пилотные проекты в рамках различных направлений поддержки экспорта. Проблемами развития регионального промышленного экспорта поделились представители субъектов Федерации, в частности, они обсудили причины, по которым не слишком активно подаются заявки на конкурс по предоставлению субсидий некоммерческим организациям в рамках национального проекта. Среди основных — недостаток финансирования и несовершенство нормативно-правовой базы.
В режиме онлайн к дискуссии присоединился заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин: «У нас обширный план работы, и мне кажется что наша рабочая группа Государственного совета Российской Федерации должна обсуждать как текущие, так и какие-то новые проблемы, предлагать новые идеи, о которых не говорится в действующем нацпроекте. У нас очень плотное общение со всеми министерствами и ведомствами, но нацпроект по экспорту единственный, по которому общественно-деловой совет ни разу не собирался, к сожалению, а вот в формате Госсовета мы видим определенный потенциал, связанный с межведомственным взаимодействием», — сказал он.
Кроме того, Илья Семин поддержал инициативу, выдвинутую представителями малого бизнеса, о проработке в рамках подгуппы идеи налогового капитала для ускорения возмещения НДС малому и среднему экспортеру. В настоящее время крупные предприятия получают ускоренное возмещение в пять раз быстрее — по мнению экспертов, это как минимум дискриминирует малый и средний бизнес и никак не означает их поддержку. Идея предполагает введение понятия «налоговый капитал», под которым подразумевается сумма налогов, страховых взносов, уплаченных компанией за последние три года или за все время ее существования, в соответствии с которой будет определяться размер возмещения.
С инициативой выступили и представители ювелирной отрасли, которые отметили, что, хотя отрасль имеет огромный потенциал, а это прекрасная сырьевая база, традиции, современное производство, объем импорта превышает экспорт в 4,5 раза. Эксперты видят причину проблем в избыточном регулировании на этапе производства и реализации экспорта и в несовершенстве нормативно-правового регулирования в данной сфере. Для изменения ситуации ими разработана программа развития несырьевого экспорта, которая в ближайшее время будет направлена в Минпромторг России.