«Норникель» и ICBC Standard Bank: Дефицит палладия сохранится еще три-четыре года
Дефицит палладия на мировом рынке будет сохраняться еще в течение трех-четырех лет, следует из обзора, подготовленного экспертами компании ГМК "Норильский никель" и ICBC Standard Bank.
Спрос на этот металл в 2019 году по-прежнему превышает предложение, что вызвано разрывом между производством и потреблением. Из-за ужесточения экологических норм во всем мире, особенно в Китае, США, ЕС и Индии, растет его использование в автомобильной промышленности — палладий применяется при производстве катализаторов для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в том числе гибридов.
"Превышение спроса над предложением будет сохраняться еще 3-4 года, хотя в этом году оно будет несколько смягчено за счет роста производства аффинированного металла производителями в ЮАР, которые в течение 2018 года накопили запасы незавершенного полупродукта", — отмечается в обзоре.
Ожидается, что в следующем году дефицит усилится на фоне ужесточения законодательства о выбросах. Вместе с тем в перспективе рынок будет сбалансирован благодаря росту сбора вторичного сырья, увеличению объемов первичного производства действующими игроками, включая "Норникель", и новым горнорудным проектам.
К тому же, в настоящее время наблюдается "слабый аппетит" к замене палладия на платину, поскольку специфические химические свойства металлов не являются полностью взаимозаменяемыми. Регулярное общение "Норникеля" с конечным потребителем показывает, что технические ресурсы автопроизводителей сейчас направлены на соблюдение нового более строгого законодательства по выбросам и тестирование выбросов в реальных условиях движения (RDE). Кроме этого, у них нет достаточно финансовых и научных ресурсов для разработки нового катализатора.
Введение тестирования RDE вызвало обеспокоенность по поводу возможных несоответствий, поэтому производители автомобилей хотят быть абсолютно уверены, что каталитическая система достаточно надежна, прежде чем вносить изменения.
Однако производители не исключают технологической замены палладия, во-первых, в дизельных катализаторах, которые широко используются в Северной Америке, и, во-вторых, в бензиновых катализаторах, хотя бы и частично.
По мнению экспертов "Норникеля", пока нет признаков того, что замена произойдет в среднесрочной перспективе. "Замена палладия платиной, которую некоторые спекулятивные игроки считают реальностью, является серьезным вызовом как с технической, так и финансовой точки зрения, а также потребует много времени", — говорится в отчете.
Эксперты "Норникеля" и ICBC Standard Bank также отмечают, что на рынке платины сохраняется незначительное превышение производства над потреблением (без инвестиционного спроса): рост спроса по-прежнему отстает от предложения из-за слабого потребления в автомобильной отрасли и ювелирной промышленности в Китае, тогда как выпуск продукции в других отраслях, преимущественно в электронике и химии, демонстрирует рост.
На следующий год прогноз незначительного профицита платины останется, однако авторы обзора не исключают: если высокий спрос у инвесторов сохранится, рынок будет близок к балансу или на нем даже появится дефицит. Этому может способствовать и достигнутое в последнее время соответствие современных дизельных автомобилей текущим экологическим требованиям, за счет чего продажи этих транспортных средств могут вернуться к росту.