Выставка ювелирных украшений древнего Рима из собрания Эрмитажа открылась во Владивостоке


При­мор­ская кар­тин­ная га­ле­рея во Вла­ди­во­сто­ке в ра­м­ках еже­год­ных дней Эр­ми­та­жа пред­ста­ви­ла вы­став­ку "Ш­ка­тул­ка мат­ро­ны" с дра­го­цен­ны­ми укра­ше­ни­я­ми из Ри­ма I-III ве­ка на­шей эры. Экс­по­на­ты мо­ж­но бу­дет уви­деть до 29 сен­тяб­ря, со­об­щи­ла за­м­ди­рек­то­ра кар­тин­ной га­ле­реи На­та­лья Лев­дан­ская на пресс-кон­фе­рен­ции пе­ред от­кры­ти­ем вы­став­ки.
"Пер­вым опы­том по­гру­же­ния в ан­ти­ч­ность бы­ла вы­став­ка кра­те­ра (со­суд) со сце­ной жер­т­во­при­но­ше­ния IV ве­ка. По­том у нас вы­став­ля­лась мра­мор­ная го­ло­ва Аре­са, но все это бы­ли вы­став­ки од­но­го ше­девра. В этот раз мы поз­во­ли­ли се­бе "на­г­ло­сть" пред­ло­жить Эр­ми­та­жу при­вез­ти нам ка­мер­ную вы­став­ку сра­зу с не­сколь­ки­ми экс­по­на­та­ми, что­бы дать на­шим зри­те­лям бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние об этой эпо­хе", - ска­за­ла Лев­дан­ская.

На вы­став­ке, в част­но­сти, пред­став­лен ко­м­плект жен­ских укра­ше­ний. В не­го, по сло­вам ди­рек­то­ра га­ле­реи Але­ны Да­цен­ко, вхо­дят коль­ца, серь­ги, брас­ле­ты, бу­лав­ка для во­лос и оже­ре­лья. Экс­по­зи­цию раз­ме­сти­ли в сей­фо­вой ко­м­на­те, ко­то­рую мо­ж­но по­се­тить толь­ко во вре­мя экс­кур­сии с со­труд­ни­ком га­ле­реи. "Са­мо зда­ние бы­ло по­стро­е­но в 1903 го­ду сра­зу с этой ко­м­на­той. В со­вет­ское вре­мя здесь рас­по­ла­га­лась сбер­кас­са, ко­то­рая ис­поль­зо­ва­ла ее для хра­не­ния де­нег. Бук­валь­но три го­да на­зад эта часть до­ма бы­ла пе­ре­да­на При­мор­ской кар­тин­ной га­ле­рее, и в даль­ней­шем мы пла­ни­ру­ем ис­поль­зо­вать ко­м­на­ту имен­но для осо­бо до­ро­гих или цен­ных вы­ста­во­к", - со­об­щи­ла ТАСС Да­цен­ко.

Эр­ми­таж не ча­сто вы­во­зит юве­ли­р­ные укра­ше­ния в дру­гие му­зеи из-­за их хру­п­ко­сти, по­яс­ни­ла жур­на­ли­стам на­уч­ный со­труд­ник пе­тер­бур­г­ско­го му­зея Оль­га Гор­ская. "В ту эпо­ху в зо­ло­то не при­ня­то бы­ло до­бав­лять при­ме­си, ко­то­рые се­го­д­ня де­ла­ют его ко­в­ким и проч­ным, по­это­му 980-я про­ба бы­ла са­мой рас­про­стра­нен­ной да­же в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях. А чи­стое зо­ло­то - до­воль­но хру­п­кий ма­те­ри­ал, и со­труд­ни­ки Эр­ми­та­жа все­г­да осо­бен­но пе­ре­жи­ва­ют, ко­г­да его ну­ж­но пе­ре­во­зить. До­ста­точ­но не­боль­шо­го уси­лия, что­бы про­сто сло­мать, на­при­мер, тон­кую пла­сти­ну. Имен­но по­это­му мы бла­го­дар­ны на­шей ко­ман­де упа­ко­в­щи­ков, ко­то­рые сде­ла­ли ин­ди­ви­ду­аль­ную без­о­пас­ную упа­ко­в­ку для ка­ж­до­го экс­по­на­та", - от­ме­ти­ла Гор­ская.

Не­из­ве­ст­ные ав­то­ры и вла­дель­цы­

При этом ни про­бы, ни клей­ма ав­то­ра на пред­став­лен­ных укра­ше­ни­ях нет. По сло­вам на­уч­но­го со­труд­ни­ка му­зея, это рас­про­стра­нен­ная пра­к­ти­ка тех вре­мен, узнать имя ма­сте­ра уда­ет­ся край­не ред­ко, и обы­ч­но иден­ти­фи­ка­ция про­хо­дит по дру­гим ис­точ­ни­кам. Та же си­ту­а­ция и с вла­дель­ца­ми укра­ше­ний: име­на об­ла­да­те­лей по сей день не­из­ве­ст­ны.
"Из­де­лия бы­ли най­де­ны не­из­ве­ст­но кем в раз­ли­ч­ных ча­стях ми­ра - на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ных Тур­ции, Укра­и­ны, Ита­лии и со­вре­мен­но­го Кры­ма. Они по­па­да­ли в част­ные кол­лек­ции лю­дей, кто-то из них был кол­лек­ци­о­не­ром, а кто-то про­сто тор­го­вал ими, но, в кон­це кон­цов, раз­ны­ми пу­тя­ми они все по­па­ли в Эр­ми­таж. Од­на­ко из-­за то­го, что на­шли их не уче­ные, ко­то­рые мо­г­ли бы дать нам до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию об ар­хео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте ме­ста, мы ока­за­лись ли­ше­ны ис­то­рии этих со­кро­ви­щ", - от­ме­ти­ла Гор­ская.

Сре­ди экс­по­на­тов - зо­ло­той ключ-коль­цо от шка­тул­ки для укра­ше­ний. По­доб­ные из­де­лия обы­ч­но де­ла­ли из бо­лее проч­ных ме­тал­лов, что­бы сни­зить ве­ро­ят­ность их ста­чи­ва­ния. По­че­му вла­де­ли­ца вы­бра­ла имен­но зо­ло­то - точ­но не­из­ве­ст­но.
По­ка вы­став­ки Эр­ми­та­жа про­хо­дят в су­ще­ству­ю­щих по­ме­ще­ни­ях При­мор­ской кар­тин­ной га­ле­реи. К кон­цу 2023 го­да во Вла­ди­во­сто­ке пла­ни­ру­ют со­з­дать боль­шой куль­тур­ный цен­тр, ко­то­рый объ­е­ди­нит под од­ной кры­шей фи­ли­а­лы че­ты­рех кру­п­ных му­зеев - Тре­тья­ко­в­ской га­ле­реи, Рус­ско­го му­зея, Эр­ми­та­жа и Му­зея Во­сто­ка. Вы­ста­воч­ные пло­ща­ди зай­мут бо­лее 4 тыс. кв. м. Их пла­ни­ру­ет­ся рас­пре­де­лять так, что­бы цен­тром про­стран­ства оста­ва­лась экс­по­зи­ция рус­ско­го ис­кус­ства, ко­то­рая бу­дет пред­став­ле­на од­ним или не­сколь­ки­ми бло­ка­ми.

Похожие новости